Почти с месяц назад на очередном детско-юношеском турнире в г.Нарве (октябрь 2003) наш 9-летний Александр Соловей, играющий в самой младшей возрастной группе до 10 лет, сотворил такккоооеееее(!), что не поверил бы, если он мне сам бы не показал на месте и сразу!!?? После этого "показа" почти все тренера приводили своих маленьких учеников-"новобранцев" и заново показывали "случившееся" прямо, как на детском спектакле... с мимикой и артистскими выражениями... На этом можно было бы неплохо зарабатывать, сообразив я тогда продать билеты за просмотр... Но, следующий раз уж не упущу! На то мы-шахматисты и делаем ошибки, чтобы потом их исправлять и больше "никогда" не совершать... Прямо, как в жизни!? Создаем сами себе трудности и потом "героически" преодолеваем их!!!... Но такое!!!!????...
Для начала, для большей наглядности, посоветую Вам поставить перед собой шахматную доску и расставить следующую позицию:
белые: Крс2, Сс8, пешка d7
чёрные: Крd8, Фе1, Лh8, Ке7, пешки а7, b6, f5, g6, h7.
Александр в последнем туре чёрными фигурами играет с соперником намного слабее его и.......сделав свой очередной тренерский обход, под "псевдонимом" "обход подчинённых, несущих службу в карауле", я, бросив взгляд на его доску, где стояла именно эта позиция (что напоминает мне разгром войск величайшего "какого-то" полководца на каком-то сражении, под "чёрт его знает кем или чем"!)... удовлетворённо, пошёл дальше и, перестав думать о нём, стал разбирать сыгранные партии моих учеников. А что тут думать-то!? Победа и место в почётной первой десятке - весьма приличный результат для ТРЕТЬЕразрядника, который так "напичкан" всякими там правилами типа: "квадрат"..., "треугольник"..., "оппозиция" с её "золотом"..., "спёртый мат"..., штук 10-12 комбинационно-тактических ударов "выше и ниже пояса"..., "в глаза соперника не смотреть(!)"...(наверное, всё-таки смотрел?!)..., что только землятресение может этому помешать!?... Но не тут-то было! Иначе не бывать бы этой байке, после которой он тут же стал "безразрядником" (хотя об этом ещё не знает) по справедливому "требованию" моих "гвардейцев", которые три дня подряд пытались разбирать эту партию, чтобы хоть что-то понять... Так и не смогли, запутавшись где-то в миттельшпиле... Только благодаря тому, что сразу, после игры он "руками-ногами" демонстрировал её мне и окружающим (у которых глаза стояли выше бровей!!!), я смог запомнить очерёдность последующих ходов, которые напечатаю в самом конце без особых комментариев, от которых он и не отказывается, потому что я своими глазами видел эту позицию в ОРИГИНАЛЕ, после чего уже вопросов не возникает...
До этого, после дебюта в простом варианте ФРАНЦУЗСКОЙ ЗАЩИТЫ (во совпадение!), в которой наш знает, что ходом пешки на поле с5 нужно "заминировать" и "подорвать" пешку белых на d4, а позже - f6... и "взлетает в небеса" пешка "врага" на е5, что и было сделано моим дисциплинированным "бойцом-сапёром" вмиг и по очереди( а чё ждать-то!?), так как "разведка" доложила, что соперник "ничего" не знает... Больше всего моих "гвардейцев" запутало то, что, откуда у белых, при "подорванном" на щепки центре, да потом и на "фалангах" близкие к стратегической линии "d", оказалась обсалютно одинокая и незащищённая пешка(?)... да ещё и на поле номер 7(!)... "Диверсанта" что ли с верху подбросили!... Что-то здесь не чистое!?... Ну да бог с ним, с "диверсией"... пешку неприятеля-то можно брать "голыми руками"!?... Нет... Что-то снова запутался... Теряю сознание и дар речи, как тогда все, кто присутствовали на этом спектакле, где Александр то убирал с доски фигуры..., то потом возвращал их..., то снова убирал и возвращал........
В общем, он подошёл там ко мне, протянул, как всегда бланк куда-то мне под затылок и с "замаскированным" лицом и голосом, полными обвинениями в мой адрес (типа того, что я плохой тренер и всё это из-за меня) или же в адрес сыгранного дебюта, кроме которого он ничего не знает и естественно знать не хочет... "ПРОИГРААААЛ...", - запел он, как соловьи поют, и начал на месте, стоя на носочках, танцевать отрывок из балета П.И.Чайковского Лебединое озеро: танец маленьких лебедей... "Как...проиграл?", - спросил я после прихода в себя. "Дааа... Нууу... Не знаааю... Что-то со мной случилось и начал отдавать свои фигуры сопернику", - постепенно разяснил он, так и продолжая вертеться-крутиться... Ничего не поняв и подумав, что он меня разыгрывает, я быстро расставил ту позицию на доску и со словами: "Ну-ка покажи, как здесь белые могут выиграть?!", - деловито посмотрел на него, мол: "Давай-ка парень не дури, некогда мне...". Мой Соловей тут же перестал ногами танцевать и, закатив рукава до локтей, в сердцах "сказав" "тьфу", весело начал свой "показ", напоминающий мне отрывок уже из другого знаменитого балета "Гаяне" (автор Арам Хачатурян), танец с саблями... "А ввоттт как!!! Я Ферзь эф два шах, он Король на дэ три.. .Я Ферзь жэ три шах, он Король на де четыре... Я Ферзь аш четыре шах, он Король на е пять... Тут я испугался, что он идёт под "ПАТ"... и что-то со мной случилось... и я пошёл Ферзем на эф шесть шах, чтобы он меня сьел... моего ферзя... он взял... Я не знал, что делать... Потом пошёл в нового Ферзя пешкой на бэ пять, он Король эф семь... Я Ладьей на е восемь, чтобы поставить "избыточную защиту" и "зевнул"...не увидел пешку... Он сьел мою Ладью, превратив свою пешку в ферзя и потом всё "сожрал" этим ферзем... Вот и проиграл..." ...Всё!? Больше не буду продолжать!?Там такое было, что места не хватит... Кто сообразительный, пускай поставит на видео два этих балета и посмотрит "два в одном"...
Я смываю руки... И даже про мораль ничего не стану говорить!? Пускай каждый сам как хочет догадается! Цейтнота не было... Какая тут к чёрту мораль!? Разряды отнимем и пускай заново пройдут "курс молодого бойца"... Не могут - научим! Не хотят... - заставим! Играйте в шахматы! Всем пока...
Григор Айрапетян
художественный руководитель безразрядника Александра Соловья
клуб "Шах и Гарде"
Таллинн, Эстония
12.11.2003