Вы хотите научиться играть в шахматы? Учитесь играть в шахматы!
http://www.chessmusic.ru/content.php?article.53
Вы хотите научиться ХОРОШО играть в шахматы? Учитесь ХОРОШО играть в шахматы!
ПРАВИЛА ШАХМАТ:
http://www.bereg.ru/games/club/andy/ru/rules.htm#arbiter
Очень хороший сайт с шахматным приёмами
ХОЧЕШЬ СТАТЬ МАСТЕРОМ?
Заходи на сайт: http://www.chess-practic.narod.ru
ШАХМАТНЫЕ АКСИОМЫ Требовать от фигуры только непосредственного атакующего действия - это уровень среднего игрока. Более гибкое понимание игры - к фигурам требование предупреждающего действия - Арон Нимцович 2. Профилактическое мышление - привычка, постоянно спрашивать себя, что хочет предпринять противник, как бы он пошёл при своём ходе; умение находить ответ и учитывать его в процессе принятия решения. 3. Лавирование - переброска фигур с фланга на фланг, образуя фигурное преимущество. 4. Принцип худшей фигуры: определить у себя худшую фигуру и придумать план по улучшению её позиции. 5. Трансформация - размены фигур (нередко и сильных на слабые), перенос давления на новые слабости противника. 6. Принцип экономии сил при защите: обороняясь, идите лишь на минимальные уступки, без которых уже не обойтись. 7. Позиционный принцип: не двигай пешки там, где ты слабее. 8. Не только в обороне
1. Позиционное мышление - ограничение действий противника
В позициях стратегического маневрирования - фактор времени менее важен, чем положение фигуры.
Одна фигура стоит плохо - вся партия плохо - Зигберт Тарраш
Всякое стеснённое положение таит в себе зародыш гибели - З.Тарраш
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ - УСЛОВИЕ УСПЕХА "Не каждому человеку суждено быть бойцом. Если дух слаб, то не помогут ни приемы рукопашного боя, ни оружие" (И.Лихтенфельд). Важнейшее качество спортсмена - отсутствие страха, душевное равновесие. Психологическая уверенность в себе, отсутствие страха перед сильным соперником поддаются тренировке. "Мало быть сильным шахматистом, надо еще хорошо играть"(З.Тарраш). Психологическая устойчивость, уверенность в себе и работоспособность за доской - являются важнейшими факторами. Без них не может быть больших успехов. Это относится к игрокам всех разрядов (В.Пожарский).
"Успех в рукопашном бою на 40% зависит от психологической готовности драться, на 25% - от соответствующего эмоционального состояния (боевая ярость!) и только на 15% - от владения техникой, силы и выносливости. Иначе говоря, на 85% победу определяет состояние психики" (А.Тарас).
Робость, неуверенность в себе, сомнения - причина многих поражений.
СЛОВАРЬ ШАХМАТИСТА
"БЕШЕНАЯ ФИГУРА" - незащищенная фигура, которая непрерывно преследует короля противника (иногда и другую фигуру), пользуясь тем, что ее нельзя брать из-за пата.
"БЛОКАДА" - торможение движения неприятельских пешек. Суть блокады состоит в том, что свою фигуру или пешку ставят перед неприятельской, блокируют ее. Блокада - важный прием в борьбе против пешечного превосходства.
"БЛОКИРОВАННАЯ ПЕШКА" - пешка, лишенная подвижности.
"ВАРИАНТ" - серия логически связанных между собой ходов. В зависимости от ответов противника вариант может иметь различные разветвления. Способность быстро и точно рассчитывать варианты - важнейшее качество шахматиста.
"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИГУР" - целенаправленное расположение фигур, подчиненное единому плану, единому замыслу. Является одним из важных приемов борьбы.
"ВИСЯЧИЕ ПЕШКИ" - две пешки, находящиеся на одной горизонтали и не подкрепленные своими пешками. Обладают и слабостью и силой - требуют защиты, но могут быть использованы и как средство развития атаки.
"ВЫЖИДАТЕЛЬНЫЙ ХОД" - такой ход, в результате которого позиция, по существу, не меняется, но право ходить получает другая сторона.
"ВЫСТУПКА" - право первого хода. В начальной позиции право выступки принадлежит белым.
"ГАМБИТ" - название начал, в котором одна из сторон в интересах скорейшего развития, захвата центра, торможения развития сил противника или просто для обострения игры жертвует материал (обычно пешку, но иногда и фигуру). Название гамбит происходит от "dare il gambetto" - подставить ножку. Различают принятый гамбит (жертва принята), отказанный гамбит (жертва отклонена) и контргамбит - когда вместо принятия жертвы противник сам ее предлагает.
"ДВОЙНОЙ УДАР" - нападение одной фигурой или пешкой на две фигуры (пешки) противника. Частным случаем двойного удара является так называемая вилка пешкой или конем.
"ДЕМАРКАЦИОННАЯ ЛИНИЯ" - так принято называть линию между четвертой и пятой горизонталями доски, делящую доску на две равные части.
"ИЗБЫТОЧНАЯ ЗАЩИТА" - термин, введенный в практику А.Нимцовичем. Суть ее в защите своими фигурами с "запасом" (когда число защищающих фигур больше числа атакующих) важного пункта позиции.
"ИЗОЛИРОВАННАЯ ПЕШКА" - пешка, на смежных вертикалях которой нет пешек того же цвета.
"ИНИЦИАТИВА" (от лат. initium) - почин, начало - проявление активности, направленной на создание угроз противнику, стеснение его позиции, ограничение подвижности его фигур. Один из важных факторов борьбы. Владение инициативой может быть постоянным фактором позиции и временным, когда противнику удается ее постепенно нейтрализовать, погасить.
"КОМБИНАЦИЯ" - форсированный вариант с жертвой (определение М.Ботвинника), ведущий к достижению определенной выгоды, цели. Для комбинации характерно эстетическое воздействие.
"КОМБИНАЦИОННОЕ ЗРЕНИЕ" - способность заранее предвидеть возможность комбинации - важное качество шахматиста.
"КОМПЕНСАЦИЯ" - ценой известных уступок достижение определенных выгод. Компенсация может быть материальной и позиционной.
"КОНСОЛИДАЦИЯ" - укрепление позиции, объединение усилий разрозненных фигур.
"КОНТРИГРА" - встречные действия в ответ на активные операции противника.
"ЛОВУШКА" - маневр или ход, рассчитанный на ошибку противника, на то, что противник не увидит невыгодность возникающей для него ситуации.
"МАНЕВР" - несколько ходов фигурами или фигурой для достижения определенной цели.
"ОППОЗИЦИЯ" - противостояние королей в борьбе за ключевые поля или за обход.
"ОТДАЛЕННАЯ ПРОХОДНАЯ ПЕШКА" - проходная пешка, расположенная вдали от неприятельского короля.
"ОТКРЫТАЯ ЛИНИЯ" - вертикаль, свободная от пешек. Владение открытой линии является одним из факторов оценки позиции.
"ОТСТАЛАЯ ПЕШКА" - пешка, которая не может стать рядом с пешками своего цвета на смежных вертикалях.
"ОЦЕНКА ПОЗИЦИИ" - выявление особенностей и возможностей позиции. Оценочный способности во многом определяют силу игры шахматиста.
"ПЕРЕДАЧА ХОДА" - прием, благодаря которому одна сторона передает очередь хода другой.
"ПЕРЕСТАНОВКА ХОДОВ" - изменение очередности ходов в намеченном варианте.
"ПЛОХАЯ ФИГУРА" - фигура, подвижность которой и ударная сила
ограничены.
"КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛЯ" - поля в позиции, занятия которых фигурами сильнейшей стороны ведет к достижению определенной цели.
"ПОЛЯ СООТВЕТСТВИЯ" - поля, на которых маневрируют фигуры в борьбе за ключевые поля.
"ПЕШЕЧНЫЙ ПЕРЕВЕС НА ФЛАНГЕ" - большее,чем у противника, число пешек на этом фланге.
"ПЕШЕЧНАЯ ЦЕПЬ" - пешки одного цвета, расположенные по диагонали и защищающие друг друга.
"СЛАБОЕ ПОЛЕ" - поле в позиции одной из сторон, которое может быть занято фигурой и с которого она или не может быть согнана пешкой или может, но только ценой ослабления позиции. Слабое поле для одной из сторон будет сильным для другой.
"ПРОХОДНАЯ ПЕШКА" - пешка, перед которой нет пешек противника, как на вертикали, на которой она расположена, так и на соседних.
"СВЯЗАННЫЕ ПЕШКИ" - пешки, стоящие на соседних вертикалях рядом.
"ТЕМП" - оценка фактора времени в шахматах. Выиграть темп - значит опередить противника на один ход.
"ТЕХНИКА" - владение приемами ведения борьбы в типичных позициях.
"ТЕХНИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕИМУЩЕСТВА" - умение четким путем использовать достигнутое преимущество - важный фактор оценки силы шахматиста.
"ТИХИЙ ХОД" - ход без шаха и без видимых на первый взгляд угроз.
"ТРЕУГОЛЬНИК" - один из способов маневрирования королем для передачи хода противнику.
"ФИАНКЕТТО" (итал. fianchetto, уменьшительное от fianco, что означает фланг, бок) - фланговое развитие слонов посредством b2-b3 и Cc1-b2 или g2-g3 и Cf1-g2, то же и для черных - b7-b6 и Cc8-b7, g7-g6 и Cf8-g7. Фианкеттировать - значит развить слона на фланге.
"ФИКСИРОВАТЬ" - закрепить, определить. Фиксированная пешка - заторможенная пешка. Фиксированная позиция - позиция с определившейся пешечной структурой.
"ФОРСИРОВАТЬ" - вынудить. Форсированный вариант - вариант обязательный для одного из противников, а иногда и для обоих.
"УДАРНАЯ СИЛА ФИГУРЫ" - число полей, которое может быть атаковано фигурой.
"ЦЕНТР" - центральные поля доски: e4, d4, e5, d5. Существует понятие расширенного центра, в который помимо упомянутых полей входят смежные поля квадрата c3-c6 - f6-f3. Различают открытый центр, когда центральный поля свободны от пешек. Фиксированный центр - в центре по одной блокированной пешке. Закрытый центр - пешечная цепь в центре лишена подвижности.
"ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ" - расстановка фигур ближе к центру, при этом, как правило, их ударная сила и маневренность повышаются.
"ЦУГЦВАНГ" - положение, в котором у одной из сторон нет полезных ходов и любой ход ухудшает позицию. В случае, когда у обеих сторон нет полезных ходов, возникает позиция взаимного цугцванга.
Как родителям научить детей играть в шахматы:
Научить играть в шахматы можно практически любого ребенка, но для этого необходимо запастись большим терпением. Прежде всего следует задать вопрос родителям: умеют ли они сами играть в шахматы? Некоторые умеют, а другие, возможно, что и нет. Но сначала следует приобрести комплект шахматных фигур. Шахматы должны быть среднего размера и, желательно, покрытые лаком - ведь ребенку всегда нравятся красивые игрушки! Шахматную доску следует приобрести с обозначенными на ней по горизонтали буквами и по вертикали - цифрами. После того, как вы приобрели шахматы, можете просто дать ребенку возможность "поиграть" в них, хотя он и ничего о них не знает. Важно, чтобы ему самому было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать. Теперь купите какой-нибудь учебник шахматной игры. Лучше всего - учебник Х.Р.Капабланки, хотя его трудно достать, да и дорого, поэтому купите любой. Ведь если вы не умеете играть в шахматы, то как вы сможете научить играть ребенка? Ничего не бойтесь! Не бойтесь заняться изучением шахматной игры - совершенно новым для вас делом. Сравнительно недавно мне пришлось одолевать начальный курс арабского языка. Потратив очень много времени, я добился лишь минимальных результатов. Уверяю вас, что освоить начальный курс шахматной игры, родителям в сотни раз легче! Итак, вы начинаете заниматься с ребенком шахматами. Помните, что занятия с детьми в возрасте 4-5 лет нужно проводить не более 30-35 минут. Дети есть дети, и полезно во время занятий иногда отвлекать их внимание на что-нибудь постороннее. Например, на какие-нибудь картинки или игрушки. Как проводить занятия? Научите ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Расскажите, как называются фигуры. Начните с расстановки пешек. Пешки (а их всего по восемь с каждой стороны) ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Пусть ребенок сам посчитает количество пешек. "Одна, две, три,, восемь". Повторите это несколько раз: за белых и за черных. Теперь расскажите как называются шахматные фигуры. Скажите вашему ребенку, что шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Да, загляните в учебник, посмотрите, правильно ли вы расположили шахматную доску. Белое угловое поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых. Итак, начинайте рассказ о шахматных фигурах с пешек. Пешки - это шахматная пехота, и двигаются они по доске крайне медленно. Король - самая главная фигура. Почему король, а не царь? Ведь в сказках (русских) всегда фигурируют цари. Когда поляки захватили Москву, то с тех пор шахматный царь стал называться королем. Ферзь - самая сильная фигура, название которой происходит из Персии. Ладья - после ферзя самая сильная фигура. Расскажите детям, как в древние времена плавали на ладьях. Слон и конь пришли на Русь из Индии как, собственно, и сами шахматы. Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию. Да, да, пусть он играет без всяких правил. Важно, чтобы он почувствовал интерес к шахматам. Занятие №2 Поставьте шахматную доску как положено. Попросите ребенка расставить шахматы и, если он ошибается. Расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный - на черное. Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните вашему ребенку, что король является самой главной фигурой. Объясните как ходит король. Загляните в учебник и увидите, что это совсем уж просто. Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте другую - пусть ваш ребенок "покушает" королем целый ряд пешек и фигур. Теперь объясните ребенку, что означает шах. Снова загляните в учебник и дайте (объявите) шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти. Расскажите вашему ребенку, что означает слово "мат" (в переводе с арабского - смерть). Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Прочтите в учебнике как можно объявить простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю шах, а защиты никакой нет". Объясните вашему ребенку, что мат можно получить, имея большое материальное преимущество. Это очень важно. Вспомните изречение Сервантеса: "Жизнь - это шахматная партия". Можно иметь очень большое количество денег, но смерть может настигнуть в любой момент. Такие понятия, как "шах" и "мат" ребенок запоминает очень быстро. Далее объясните ребенку, что такое "ничья" в шахматной игре. Это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? - (Попробуйте). - Конечно же, нет. Теперь объясните, как ходят и как "едят" пешки. Покажите ребенку, как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры, кроме короля, разумеется. Это очень интересно! Возможно провести несколько пешек в ферзи, и у вас будет, например, три или четыре ферзя. Покажите ребенку, как пешки превращаются в различные фигуры, пусть он попробует это сделать сам. Чудесные превращения, как в сказке! Занятие №3 Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Не важно, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит. Объясните ребенку, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры. Объяснили? Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Можете заглянуть в учебник, а можете и самостоятельно ставить самые простейшие задачи. Поставьте позицию, где у каждой стороны по королю, но у белых, например, лишняя ладья. Поставьте позицию, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Пусть ваш ребенок попробует это сделать самостоятельно. Еще раз объясните, что ладья ходит и "есть" по горизонтали и по вертикали. Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь объясните как ходит слон, а ходит он по диагонали. Слоны бывают чернопольные и белопольные. Поставьте на пути слонов какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок "покушает" их. Если ребенок усвоит как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить как ходит ферзь. Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию. Старайтесь как можно чаще играть с вашим ребенком и, уверен, в конце концов он научится играть в шахматы и станет вашим достойным учеником и партнером.
Занятие №1
Не поленитесь объяснять ребенку как правильно ходят фигуры во время игры, проявите ваше терпение.